Глава «Татспиртпрома» — РБК: «Рынок водки — суверенный»
Содержание:
- Про рекордные продажи водки
- Консолидация рынка и планы расширения производства
- Про национализацию в алкогольной отрасли
- Про моду на российский виски
- Отличается ли дешевая водка от премиальной
- О возвращении рекламы алкоголя
- Про необходимость пересмотра параллельного импорта алкоголя
- Про приватизацию «Росспиртпрома» и избыточные МРЦ
- Про нелегальный рынок алкоголя
- Про бизнес с Китаем
«Рынок водки — автономный и суверенный»
— Как у вас прошли последние два года?
— В 2023 году мы обновили рекордные показатели 2022 года, который был, в свою очередь, аномально высоким. Рынок крепкого алкоголя тогда существенно вырос, в том числе самый объемный его сегмент — водка. В 2023 году продажи водки увеличились уже не так сильно — всего на 0,5% год к году, но мы выросли двузначными темпами — более 10%. И в целом наши отгрузки тоже увеличились — на 7%, до 11,7 млн дал. За десятилетнюю историю это, наверное, впервые такой объем. Также подтянулись наши финансовые показатели: выручка компании увеличилась на 10%, до 55,8 млрд руб., показатель EBIТDA прирос на 19% и составил 5,6 млрд руб., чистая прибыль выросла на 65%, до 3,2 млрд руб.
— С чем был связан аномальный рост 2022 года?
— Тогда повлияли и те события, которые происходили в стране, и уход некоторых зарубежных игроков. Но надо сказать, что рынок водки в отличие от других крепких категорий автономный и суверенный. Он традиционно российский, поэтому не зависит от внешних факторов. Доля импортной водки всегда была минимальной — около 3–5%. Поэтому уход западных игроков на эту категорию нисколько не повлиял. При этом водка хоть и не является социально значимым продуктом, очень социально чувствительна. То есть на любые события, которые происходят в нашей стране и в жизни людей, этот продукт так или иначе четко реагирует. И всплеск 2022 года в том числе был с этим связан.
При этом другая крепкая группа — brown spirits, или, как мы ее называем, цветная группа, выросла еще более значительно, чем водка. Этот сегмент и ранее рос двузначными темпами, а 2022 год стал катализатором в том числе за счет ухода импортных брендов. Российские производители вовремя среагировали и подхватили выпадающие объемы, поэтому рынок не заметил ухода зарубежных игроков. Все ожидали, мы в том числе, что в 2023 году будет некий отскок по рынку, но его не произошло.
— За счет чего вы росли быстрее рынка?
— Здесь, наверное, комплекс факторов. Во-первых, еще года три назад основная доля нашего портфеля приходилась на водку «первой цены», или МРЦ (минимальная розничная цена. — РБК). Тогда мы приняли стратегическое решение кардинально поменять структуру нашего портфеля. Мы делаем фокус на премиальность, а значит на маржинальную часть портфеля брендов. Сейчас мы уже лидируем в самом объемном ценовом сегменте, который есть на рынке, — среднем, или, как его называют, мейнстрим. По итогам прошлого года наш флагманский бренд «Тундра» вышел на первое место по объемам продаж в этой категории.